На всесенних каникулах прошёл методический семинар по организации современного урока. Для педагогов составлена памятка.
Основания для педагогического целеполагания
(на отдельный урок)
Цель должна быть диагностичной.
Критерии качества образования учащихся | Виды целей или задач | Содержательная основа для постановки целей или задач | Способы формулирования целей или задач |
Обученность | Обучающие (практические, когнитивные) цели на урок или тему | Раздел учебной программы «Учащиеся должны знать и уметь» Степень готовности учеников к изучению нового материала | Через действия учащихся, которыми они овладеют к окончанию урока (предполагается, что ученики будут знать…, на выходе ученики верно выполнят следующий тест…, к концу урока будут решать задачи типа…) |
Личностное развитие | Задачи личностного развития учащихся | Проблемы в интеллектуальном и нравственном развитии учеников Списки ценностей и ключевых компетенций (социальные и учебные) Содержание изучаемого материала | С помощью слов и словосочетаний «содействовать», «способствовать», «поддерживать», «предоставлять возможность», «организовать ситуацию», «создать условия» |
Здоровье | Задачи сохранения здоровья | Показатели здорового человека данного возраста Знания о состоянии здоровья учеников на день проведения урока | Через характеристики здоровьесберегающей среды урока |
Желательно, чтобы цель была перед глазами ученика. К ней необходимо обращаться на протяжении урока.
Примеры формулировки задач личностного развития:
· создать ситуацию нравственного выбора (например, на уроке литературы изучается повесть В.Быкова «Сотнікаў»);
· создать условия для самоопределения на результат познавательной деятельности на уроке;
· создать ситуацию рефлексии по поводу самоопределения на групповую работу;
· содействовать развитию критического мышления;
· создать условия для взаимного обучения;
· поддерживать стремление в построении собственных целей деятельности;
· способствовать присвоению ценности «частная собственность»;
· создать условия для развития исследовательских способностей;
· способствовать присвоению ценности «Родина»;
· создать условия для актуализации потребностей в поисковой деятельности и т.п.
· содействовать развитию лидерских качеств и т.п.
Самая высокая мотивация после выполнения выходного контроля.
_____________________________________________________________________
Из книги Н.И. Запрудского «Моделирование и проектирование авторских дидактических систем»
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ
Различают три типа контроля:
• внешний контроль учителя за деятельностью учащихся;
• взаимный контроль учащихся;
• самоконтроль.
Приемы самоконтроля:
• сверка с образцом (ответом);
• повторное решение задачи, выполнение упражнения;
• проверка полученных результатов;
• использование различных способов вариантов при выполнении задания;
• моделирование;
• примерная оценка искомых результатов;
• проверка на частном случае;
• испытание получаемых результатов по косвенным параметрам.
Основные подходы к оценке знаний и умений учащихся:
• по ошибкам;
• по «производительности»;
• комбинированный.
Устный контроль
• опрос
• устные контрольные работы.
Письменный контроль
Проведение контролирующих самостоятельных работ, контрольных, письменных работ, тестов, зачетов и т.д.
Оценка – это процесс, действие оценивания степени соответствия реально достигнутых результатов планируемым целям или словесная характеристика результатов деятельности.
Отметка – это результат процесса оценивания, знаковое, количественное выражение оценки учебных достижений.
Уровни 10 –балльной системы:
низкий (1-2 балла)
удовлетворительный (3-4 балла)
средний (5-6 баллов)
достаточный (7-8 баллов)
высокий (9-10 баллов)
Функции 10- балльной системы: контролирующая, образовательная, стимулирующая, диагностическая, социальная.