Контрольный текст квест-экскурсии
«История деревни Дашковка»
для учащихся старших классов
Здравствуйте ребята! Меня зовут _______________. Сегодня я буду вашим экскурсоводом.
Как вы думаете, чем сегодняшняя наша экскурсия будет отличаться от других?
–Она состоится в формате «квеста».
–Все верно. Сегодня Вы будете не только слушать, но и активно участвовать. Мы совершим с вами путешествие в историю деревни Дашковка.
Наш экскурсионный квест будет пешеходным, поэтому, прежде чем вы преступите, напоминаю о правилах безопасности на дороге, о правилах поведения в общественных местах, поведения во время экскурсии.
Внимание! При прохождении и выполнении заданий, вы сможете заработать бонусные карточки со словами. В конце квест-экскурсии вы должны будете сложить фразу, которая даст вам возможность открыть ящик и получить приз. Итак, мы начинаем.
- Пункт «Открытый театр»
Звучит музыка. Гостей встречает летописец.
Летописец: Як зазірнуць у глыб стагоддзяў, адчуць людзей, якія жылі ў той час і паспрабаваць зразумець іх. Слова, толькі слова захавала памкненні чалавека ў летапісах, легендах, паданнях зберагло дух таго часу. Ўсе мы не пазбаўлены пачуцця памяці, а значыць, і удзячнасці людзям, якія жылі да нас. Гады ляцяць, мінаюць стагоддзі і толькі мова застаецца, толькі ёй мы можам сказаць дзякуй за тое, што даносіць да нас, сённяшніх жыхароў, воклікі далёкай мінуўшчыны.
Богдан Соломерецкий: Эх, благодать! Добрые тут леса и дичины навалом. И рыбы вдоволь. Послушай, Казимир, верный слуга мой, а не сотворить ли мне на этом месте селение? Как поеду на охоту, остановиться где будет, передохнуть. А? Как по твоему разумению?
Казимир: Ваша милость, пан Богдан, на что вам эдакая морока. Сколько грошей надобно. Так и по миру пойдём. Пустая эта затея.
Богдан: А ну, цыц. Будешь ты ещё князю перечить. Я сказал сотворю значит сотворю. Опять же, сыну своему оставлю. Ну – ка зови суды Ваньку. Указ писать будет.
Значит так: «Року 1597, благоверный пан его милость Богдан Соломерецкий, староста Кричевский и Олучицкий на властном месте своём Панковском и Новоселском на речце, прозываемой Дашковце, на лесе – пущи сыром корени, закликавши и давши слободы, альбо вольности людям прохожим, вольно мёду сытити, пива варити, гарелку курити святого заложити рачил, именем своим Богданове – также именем и сына своего князя Богдана место Богданове». Токовое моё решение будет.
Задание 1.
Экскурсовод: Ребята ранее практически у каждой знатной семьи был свой герб. Герб – это символ, который объединяет представителей определенной фамилии и мотивирует гордиться своими корнями. Фамильный герб определяет историю рода и отражает ключевые принципы семьи.
Вы сейчас должны сложить пазл-герб угасшего княжеского рода Соломерецких. А описание и легенду о гербе можно прочитать перейдя по ссылке. (QR-код, за успешное выполнение задания ребята получают карточку с фразой «С НАМИ»)
- Пункт «Гусары лихие»
Экскурсовод: Так і ўзнікла веска Дашкаўка, але гэта быў толькі пачатак. Гісторыя вёскі – гэта гісторыя жорсткіх войнаў і разбурэнняў. У той трагічны час, калі ішла вайна 1812года. Магілёву і Магілёўскім землям давялося стаць эпіцэнтрам ваенных дзеянняў. Праз вёску Дашкаўка праходзіў шлях напаляонаўскай арміі на Маскву. 11 ліпеня адбыўся бой рускага войска імператара Аляксандра І і корпуса генерал – лейтэнаната Раеўскага з французскім войскам імператара Напалеона пад кіраўніцтвам маршала Даву.
Хорошо продуманный план потерпел провал благодаря превосходству военной мысли Багратиона и мастерству его действий. Заметную роль в провале замыслов Наполеона и маршала Даву сыграло сражение под деревней Салтановка.Русским войском командовал генерал Раевский.
Как говорил Барон Жиро: в первый раз пришлось нам признать, что русские действительно были, как говорили про них, стены, которые нужно было разрушить.
Русский солдат, в самом деле, превосходно выдерживает огонь, и легче уничтожить его, чем заставить отступить».
Задание 2.
Экскурсовод: Война 1812 года доказала сокрушительную мощь артиллерии и стрелкового оружия. Холодное оружие –сабли, палаши, стали применяться все реже. К началу Наполеоновских войн российская армия была вооружена огромным количеством оружия самых разных образцов. Насчитывались ружья 28 разных калибров.
Ребята перед вами, виды оружия тех времен. Ваша задача найти соответствие оружия и названия. За успешное выполнение задания вы получаете карточку со следующим словом («ПОЗНАВАЙ»).
- Пункт «Легенды Дашковки»
Экскурсовод: Людзі, якія жывуць ў вёсцы Дашкаўка, ведаюць не толькі гісторыю вёскі , але i легенды, звязаныя з ёй. Вось самая найцікавейшая з іх. Слухайце.
Девушка: Даўным-даўно
У нашай вёсцы
Жыў-быў скрыпач,
Ні адно ў Дашкаўцы вяселле
Без гэтай скрыпкі не прайшло.
Увосень нашага музыку
Усе зазывалі нарасхват.
Вось стомлены аднойчы ўвечар
Вяртаўся з балю ён назад.
К яму пад’ехала карэта
І загучалі галасы:
“На нашым казачным вяселлі
Ты нас, скрыпач, павесялі.”
“Ну, што ж, заплаціце мне грошы-
Я папрацую і на вас.”
Сеў у карэту і паехаў.
У палацы апынуўся ўраз.
Дзяўчаты, важныя кабеты-
Усе як паначкі адзеты.
Крычалі: “Горка!” і спявалі,
І вельмі добра танцавалі.
Глядзіць скрыпач-усе вочы мажуць,
Чым толькі-гэта не паняць.
Ён у місу рукі апусціў,
Таксама вочы памачыў
Глядзіць: усе перамянілась.
Прад ім не людзі, не паны-
А чэрці скачуць і спяваюць,
Усе вельмі страшныя яны.
Душа адразу знікла ў пятках,
І голас скрыпкі задрыжаў…
На шчасце сонца паказалась,
І першы певень праспяваў.
Усё разам знікла: палац і чэрці.
Вакол – балота і вада
Чуць выбраўся адтуль гаротны-
Навука добрая была.
Экскурсовод: Гэта легендарная казка ўзнікла не на пустым месцы. З архіўных дакументаў школьного музея стала вядома, што ў Дашкаўцы жыў майстар, які рабіў скрыпкі. Звалі яго Юрый Гайн. Сапраўдныя прафесіаналы гэтай справы параўноўвалі яго з самім Страдзівары. Незвычайнае гучанне яго скрыпкі вельмі любілі слухаць і Жукоўскія. На той час уладальнікам маёнтка быў Эдвард Жукоўскі -паруччык ў адстаўцы, які вельмі любіў балы ігулянні.
Задание 3.
Экскурсовод: Ребята сейчас мы с вами поиграем в игры 19 века. Вы знаете какие тогда были популярные игры? (ответы детей).
Я вам предлагаю угадать с помощью набора букв. (Ребята складывают, два варианта игра «Туалет», игра «Горелки», за угаданное название игры дается карточка со словом «СВОЮ», «МАЛУЮ»).
Предлагаем вам сыграть в игру «Туалет»
Игроки называются разными предметами одежды, а ведущий по очереди называет их. По команде «Весь туалет!» игроки должны быстро встать со своих мест и поменять их. Кто не успевает занять место, становится проигравшим. Известен случай, когда в Николаевском дворце распорядителем игры был сам Николай I, а один из игроков занял стул прежде императрицы, но был за то только поощрен императором.
- Пункт «Имение дворян Жуковских»
Экскурсовод: Далее мы с вами направляемся к имению Жуковских. В живописном месте д. Дашковка, у самого берега Днепра, среди алей и берез и лип стоит красивый, двухэтажный дом, в котором жили дворяне Жуковские. Это-архитектурный памятник начала 20 столетия. А события этого места такие: В 1772 году Дашковку в качестве родового имения получили дворяне Жуковские. С начала селом владел офицер российского флота Иван Жуковский, а затем титулярный советник Антон Жуковский. Помещики нуждались в деньгах, поэтому часто закладывали его.
В 1831 году имением стал владеть Эдуард Иванович Жуковский- поручик в отставке. Эдвард Жуковский построил в местечке паровую мельницу, после две водяные и 4 корчмы. Доходность хозяйства превышала 1200рублей в год, что делало владельцев помещиками средней руки.
Перед вами Имение помещиков Жуковских. Пройдя внутрь, мы с вами попадаем в огромный танцевальный зал. В этом зале паны Жуковские устраивали приемы и балы. Мы вам предлагаем побывать на балу. Всех желающих приглашают на мастер-класс.
Экскурсовод: Имение славилось не только балами и танцами. Здесь был парк, пруд, плавающий остров. Парк славился редкими породами деревьев, кустарников. Все породы деревьев увековечены здесь. Какие вы видите кустарники и деревья? ( дуб, рябина).
После длительных танцев, гостям предлагали восстановить силы при помощи целебных напитков.
Задание 4. Ребята попробуйте целебный чай с травами. И попробуйте угадать, какое лекарственное растение присутствует в чае.
А информацию о этом растении вы можете узнать перейдя по ссылке (QR-код, за правильно названное слово ребята получают карточки со словом «РОДИНУ»).
- Пункт Героическое прошлое Дашковки
Экскурсовод:Не обошла стороной Дашковку Великая Отечественная война. 3 гады вёска Дашкаўка знаходзілася ў акупацыі. 29 верасня 1941 года самая страшная дата ў гісторыі вёскі у 3 гадзіны раніцы сон вёсцы быў парушаны гулам цягніка, незвычайным стукам колаў. Цягнік рабіў прыпынкі на перагонах і зноў рухаўся далей. Тое, што прыпынкі рабіліся на перагонах, насцярожвала людзей. Многія выйшлі на вуліцу і убачылі, як па гародах рухаўся ланцуг фашыстаў. Чуўся брэх аўчарак. Як потым стала вядома, 150 карнікаў наляцелі з боку Быхава. Цягнік тройчы рабіў прыпынкі: на Боўшаўскім, Лежнёўскім пераездах і непадалёку ад станцыі Дашкаўка. Тут высадзіліся групы, якія акружылі вёску. Як толькі пачало днець, карнікі і паліцаі пачалі выганяць жыхароў з хат. Чуліся крыкі, плач жанчын і дзяцей. Мужчын аддзялілі і пагналі да царквы. Там іх сартавалі на дзве калоны. Адну пасля нядоўгай цырымоніі разагналі, а групу ў 52 чалавекі акружылі шчыльным колам. То былі камуністы, камсамольцы, чырвонаармейцы, якія не змаглі прабрацца да сваіх, ці параненыя не маглі ісці з адыходзячымі часцямі Чырвонай Арміі. Некалькіх мужчын з гэтай групы прымусілі збіраць па хатах рыдлёўкі. Калі яны вярнуліся, усіх пастроілі ў калону і павялі да жывёлагадоўчай лячэбніцы. Адтуль, загадаўшы распрануцца, пагналі ў невялікі гай. Людзей паставілі каля ям і адкрылі агонь… У гаі сення знаходзяцца 2 брацкія могілкі, як памяць пра той жахлівы час.
Экскурсовод: 27 июня 1944 года во время проведения операции “Багратион” 385 – я Кричевская стрелковая дивизия форсировала р. Днепр в районе д. Дашковка и совместно с другими частями 2 – го Белорусского фронта освободила город Могилёв и Дашковку.
Указом Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина от 24 марта 1945 года присвоено звание Герой Советского Союза за форсирование реки Днепр в районе д. Дашковка сразу 9 бойцам. Назвать фамилии и показать их фото.
В честь дивизии и установлена эта стела.
- Пункт “Дерево-легенда”
Экскурсовод: Завершить нашу экскурсию и получить памятный приз мы сможем в парке у дуба. Дуб - дерево легенда. Могучий, роскошный, величественный – такими эпитетами наделили дуб- народы многих стран. Дуб одна из самых долговечных древесных пород на Земле. Обычно дуб живет около 400-500 лет. Неудивительно, что с этим деревом связано много легенд и сказок. Люди верили, что эти деревья обладают магической силой. Считалось , что при зубной боли помогает подержать во рту свежую дубовую щепотку. Увидеть во сне дуб, усыпанный желудями – к богатству, благополучию. Чтоб путь был спокойнным, путешественники оставляли свои посохи возле дуба. Вот и мы с вами завершим нашу экскурсию возле дуба.
Задание 6. Ребята подойдите к дубу в его кроне спрятаны буквы, вам предстоит собрать недостающие слово. И сложить фразу нашей квест-экскурсии.( слово “ПУТЕШЕСТВУЙ”).
Ребята вы молодцы, давайте прочитаем фразу “ПУТЕШЕСТВУЙ С НАМИ, ПОЗНАЙ СВОЮ МАЛУЮ РОДИНУ”. Это фраза открыла нам сундук, где мы получаем памятные календарики.
Большое спасибо за внимание. До новых встреч.
Мы надеямся, что экскурсия была для вас познавательной и увлекательной. Вы можете загадать желание, прикоснувшись к столетнему дубу. Оно непременно исполнится!
раскрыть » / « свернуть